Один из самых ярких нападающих «Трактора-90» и «Белых Медведей» образца первых сезонов в МХЛ Андрей Бадрутдинов на время пропал с российских хоккейных горизонтов, но нашелся быстро. И где бы вы думали? В Ноябрьске, в Российской хоккейной лиге (читай – Первом дивизионе). Новоявленный «ямальский стерх» провел один из самых психологически сложных сезонов в карьере и теперь готовится покорять новую высоту – вернуться в Высшую хоккейную лигу.
В Ноябрьске по базе гуляли барсуки
В последние два года твоя карьера движется по какой-то непонятной синусоиде. Это личная проблема или большую роль играют какие-то сопутствующие факторы?
Сейчас я уже четко понимаю, что совершил одну ошибку, после игры в Молодежной хоккейной лиге за «Белых Медведей» отправившись в Казахстан, а не в ВХЛ. Не скажу, что там очень плохо, но время показывает, что оттуда тяжело потом выбраться даже хотя бы в Высшую хоккейную лигу. Конечно, дело не только в этом, но в том же красноярском «Соколе» мне немного удалось поиграть в ВХЛ, а сейчас, к сожалению, не получилось. Думаю, что у меня еще все впереди.
Про «Сокол». Ведь ты должен был оставаться играть в Красноярске, но потом неожиданно вернулся домой…
Сначала вроде было все нормально, а потом они подписали контракт с московским «Спартаком». «Сокол» стал фарм-клубом «красно-белых», туда приехало пять нападающих из Москвы и меня освободили из команды.
В Красноярске тогда был маленький филиал хоккейного Челябинска в Сибири. Откуда растут ноги этого явления?
Хоккейным первопроходцем в этом городе был знаменитый челябинский специалист Виктор Труфанов. Он в то время и был генеральным менеджером, естественно, подтягивая в состав игроков, которые были ему хорошо знакомы. Так все и получилось.
Прошлым летом ты тренировался с «Челметом». Не закрепился в составе, потому что был не в форме?
Да там было совсем без шансов. На дворе был август, и тренерам уже нужно было определяться с составом. А тут я. К тому же моя физическая форма на тот момент оставляла желать лучшего, а с «Челметом» тренировались шесть полных звеньев, поэтому-то все и было сразу понятно.
Затем ты вновь уехал в Казахстан. Сначала играл в фарм-клубе «Барыса» - «Номаде», затем в «Горняке» из Рудного, а потом резко сменил вектор и отправился в Ноябрьск в команду РХЛ «Ямальские Стерхи». Как возник последний вариант?
В Казахстане люди, знающие меня еще по игре за «Сарыарку», позвонили в Ноябрьск главному тренеру Леониду Бересневу, который в прошлом сезоне работал с «Арланом» из Кокшетау. Мы договорились, я приехал в Ноябрьск на просмотр и остался в команде.
Получается, ты ищешь команды сам, без участия агента?
Да, так получилось. Зарплаты на таком уровне небольшие и отдавать даже 10% агенту мне не хочется. Поэтому стараюсь привлекать связи и двигаться в этом направлении сам.
Ноябрьск – типичный маленький северный городок со всеми вытекающими?
Вахтовики, газ, нефть. Обычный рабочий северный город. Без изысков. Лето два-три месяца. Остальное время снег, метели и пурга.
А сколько зрителей посещает матчи команды в Ноябрьске?
Там очень маленький стадион всего на 400 посадочных мест, но на матчи ходит под 600 человек, так как те, кто не влез на трибуны, стоят вокруг коробки. Хоккей для жителей города как праздник, все приходят, переживают, поддерживают. Есть там и фанатское движение. Лично я слышал две вещи в их исполнении: мелодию Поля Мориа из «Полицейской академии» и какую-то песню «Ленинграда». Не знаю, может репертуар на самом деле побольше. Но они молодцы, потому что всегда активно поддерживают нас.
А какое-нибудь посвящение новичков там есть?
Типа сходить в зоопарк и пообщаться со стерхами? Там и зоопарка-то нет (смеется). По базе, правда, ходили куропатки, летали дятлы, бывало, пробегали барсуки. А как такового посвящение нет. Все по старинке. Приехал - проставился и все нормально.
Если в «Сарыарке» ты не прикладывал руку к сердцу во время гимна – тебя штрафовали
Год назад ты говорил, что ни за какие деньги не вернешься в Казахстан. Там на самом деле так все ужасно?
Казахстан он и есть Казахстан. В России ты у себя дома, а там ты, по сути, бесправный. Захотели – выгнали из команды, захотели-оставили. Можно сказать, что там существует пресловутый казахский национализм. Есть лимит на местных игроков в составе, а откуда их брать – непонятно. Шанс появляется, если ты принимаешь их гражданство и играешь там по потери сознания. Кто хочет двигать свою карьеру дальше, конечно, таких решений не принимает, но кто-то остается. Чтобы было понятно объясню: первые четыре команды первенства формируются по большей части из словаков и канадцев. Россиян они не рассматривают. Остальные пять команд уровнем ниже российской первой лиги, и играть там нет смысла.
Было такое. В «Сарыарке». Там штрафовали за то, если ты во время гимна не прикладывал руку к сердцу. Это была прихоть директора, и мы ничего не могли с этим поделать. У других ребят были свои истории. Например, заходит президент в раздевалку и объявляет, что за выход в полуфинал каждый получает по 20 тысяч долларов. Все это слышат. Через пару недель он при всех же говорит уже о 10 тысячах, причем и главный тренер и директор это подтверждают. Получается, игроков выставляют дураками. Выводы делайте сами.
Сезон 2011/2012 ты провел как раз в «Сарыарке», периодически выступая за «Казахмыс» в МХЛ-Б, где был одним из самых старших игроков. Были какие-нибудь веселые случаи?
Таких было очень много. Например, 36-часовая поездка на автобусе из Караганды в Красноярск. МХЛ-Б это, конечно, нечто. Ничего не хочу сказать, но там все очень печально. У нас в команде играли люди, которые могли поворачивать в один бок, а во второй с большим трудом, часто падая на лед. Вот так и играли.
В той «Сарыарке» играл Дима Громов, ставший инициатором большого коррупционного скандала в Череповце. Он что-нибудь рассказывал о той ситуации со взяткой?
Он приехал и все, конечно же, были в курсе дела. Женька Исаков одно время играл в Череповце и рассказал ребятам, что там произошло и как. Скажу, что мало кто придал этому значение. Это личное дело Димы. Я, кстати, не считаю, что теперь для него закрыты пути в российский хоккей. Хотя с другой стороны, он принял казахстанское гражданство, а «Сарыарка» второй год подряд играет в финале Кубка Братины и следующей ступенькой для Громова может стать уже «Барыс».
Словаки, канадцы, чехи – дело там привычное. Но как в «Сарыарке» оказался британец Бен Патрик О’Коннор?
Насколько знаю, директор клуба ездил на первенство мира в дивизионе 1, где и играли Казахстан и Великобритания. Там он ему и приглянулся. Он, кстати, даже не защитник. Скорее – полузащитник. Много забивает, пропускает тоже прилично. Когда он пришел, то влил в команду какую-то новую струю и, к слову, был признан лучшим защитником чемпионата Казахстана. Кстати, он выиграл этот титул и в этом году.
«Сарыарка» тогда активно собиралась в КХЛ. Все в итоге уперлось в финансы?
Они могут играть в КХЛ. Там отличный дворец, хорошая инфраструктура. Но для Казахстана две команды в КХЛ – это очень много.
Сам куда дальше?
Варианты продолжения карьеры есть. Может это будет ВХЛ, может – РХЛ. Думаю, в общем.
По школе ездили играть в Словакию по обмену
Когда «Трактор-90» выигрывал золотые медали в первенстве страны в выпускной год, тебя не было в составе. В чем была причина?
Я был в Словакии. Тогда после Нового года Борис Владимирович Самусик сказал, что у четырех игроков есть вариант поехать поиграть в Словакию. Я оказался в их числе, все было добровольно.
Да, твоя команда называлась «Банска Быстрица». А как вообще в те годы мог возникнуть такой странный вариант?
Да вроде как по обмену. Как в университетах. Поехали и показали российский хоккей. Вроде не ударили в грязь лицом и были одними из лидеров.
Удивило, что все доброжелательно настроены, город чистый, люди улыбаются. В хоккейном плане почти каждый житель знает кто ты и откуда. Что касается быта, то да, в субботу и воскресенье увидеть кого-то на улицах – проблема. В пятницу еще да, а в выходные жизнь замирает.
«Трактор-90» - самая запоминающаяся команда в твоей карьере?
Да, конечно. Все росли рядом с самого детства. Сейчас мы каждый год встречаемся в Челябинске, все друг друга помнят, все следят. Дай бог, чтобы так же было и лет через 30-40. Команда и правда была просто великолепная, выигрывали все, что можно. Жаль, что ее нет. Если вернуть всех пацанов, то мы в России понаделали бы делов. Банда сложилась бы что надо!
БОльшая часть игроков того года отмечает жесточайшую командную дисциплину, которая помогала побеждать, но в то же время личность главного тренера является крайне противоречивой. Что за антагонизм?
Сейчас, когда становишься старше, понимаешь роль дисциплины и спасибо нашему тренеру за это. Единственное, что он не перестроился, перейдя работать в Молодежную хоккейную лигу в «Белые Медведи». Там мы уже были не 15-летними мальчишками, стали взрослее и опытнее и методы работы должны были быть другими. Но его уроки останутся со мной на всю жизнь, и я могу сказать ему за них спасибо.
В 2010 году ты был одним из лидеров «Белых Медведей», но выиграть медали вы не смогли. Ключевую роль сыграли травмы Андрея Попова и Андрея Конева, не позволившие сыграть оптимальным составом в полуфинале с «Лисами»?
Это тоже сыграло свою роль. Они уже имели большой опыт в КХЛ и со многими разбирались на площадке как с детьми, но и мы сами просто обязаны были им помогать. Команда ведь это не 3-4 человека. А так шанс был реальнейший.
Однажды вас отвезли на фотосессию на промышленный объект в Чурилово. Что больше всего запомнилось с этого мероприятия?
Было совсем небанально и фотографии остались у многих на всю жизнь. Это какой-то новый взгляд на вещи и сейчас сложно найти в Лигах что-то подобное.
Ничего особенного (смеется). У Рината Шамсуллина дочке в Ноябрьске был год, там и сфотографировал.
В прошлом году ты сыграл свадьбу. Как она прошла, и кто был из известных хоккейных людей?
Народу было много, всех и не назовешь. Свадебное путешествие на Крит, конечно, запомнится навсегда. Отдохнули великолепно.
Катаюсь с арендаторами. В мае поеду в Омск к жене и буду там до июня. Буду стараться заложить базу на будущее, чтобы в июле к сборам уже быть в какой-то мало-мальски достойной форме.
Неужели в Челябинске не нашлось ни одной достойной тебя девушки?
Была одна (смеется). Долго встречались, но потом появилась Настя. Когда я играл в Словакии, то начали переписываться в интернете, потом встретились в Омске, и все закрутилось-завертелось.
Фотографии из личного архива Андрея Бадрутдинова, официального сайта "Ямальских Стерхов"
Тренерский штаб | |
Руководство | |
Хоккеисты | |
Это коллективная ответственность. Виноваты все |